Программа развития

   

 

Программа развития

  ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

муниципального общеобразовательного учреждения «Татарская гимназия №15 Кировского района города Казани Республики Татарстан»

«РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ, ИСПОЛЬЗУЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ»

(основнные тезисы)

 

I.

Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года определяет, что развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, способные принимать самостоятельно ответственные решения, обладающие чувством ответственности за свою страну.

Базовое звено образования – общеобразовательная школа, модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности,  познавательных и созидательных способностей.

Модернизация системы образования предполагает позитивные изменения содержания и технологий образования, уклада школы, отвечающие современной системе образовательных приоритетов, максимально использующие преимущества информационных и коммуникационных технологий с целью повышения качества образования детей, сохранения их здоровья.

В сложившейся социально-психологической ситуации школа выступает не только в качестве института обучения, трансляции знаний, но и проявляет свою значимость в деле обеспечения устойчивого, динамичного развития Российского общества – общества с высоким уровнем жизни, гражданско-правовой, профессиональной и бытовой культурой в деле сохранения и развития русского и родного языков, формирования российского самосознания и самоидентичности.

         Все это является стратегической целью образовательных учреждений всей страны, республики и, в частности, нашей гимназии. Отсюда вытекают связанные между собой приоритетные задачи, которые полагают понимание всеми участниками образовательного процесса: обучающимися, педагогами, родителями, взаимодействующими с ними представителями окружающего социума то, что именно повышение роли всех субъектов образования путем  распределения ответственности между ними есть - основа развития образования, как открытой государственно-общественной системы; основа развития образования каждого образовательного учреждения, что в свою очередь будет базироваться на повышение социального статуса и профессионализма работников образования, на усиление их государственной и общественной поддержки.

Одной из проблем, на решение которой направлена программа развития –  развитие творческих способностей учащихся с учетом возможностей здоровьесберегающего потенциала учебных предметов.

Укрепление здоровья детей на основе навыков получается более эффективно, когда оно вводится как часть всеобъемлющего подхода к здоровью школьников. Работа по укреплению здоровья в гимназии может создать гарантированную безопасную и благоприятную физическую и психосоциальную среду. Здоровье в данном контексте рассматривается как более широкое понятие и включает духовное (нравственное), физическое, психическое и социальное аспекты.

Проблема развития творческих способностей учащихся актуальна в современной педагогической науке. Социально – экономические изменения в обществе, произошедшие за последние годы, негативно повлияли не только на духовное и физическое здоровье подрастающего поколения, но и на развитие их творческих способностей. Так как духовное и физическое здоровье детей связано воспитанием всесторонне и гармонично развитой личности. Этим фактором был обусловлен выбор другого направления – развитие творческих способностей учащихся. Вышеизложенная проблема будет решена при условии, что цели и содержание образования, используемые методы, средства и организационные формы обучения, педагогические технологии будут ориентированы на формирование познавательных, творческих способностей учащихся. Это предполагает формирование основных черт интеллектуальной и творческой деятельности и нацелена на развитие:

– интеллектуальных и творческих способностей учащихся на основе творческих мастерских и научного общества учащихся гимназии;

– индивидуальных музыкальных, драматических, танцевальных, изобразительных и прочих способностей детей на основе соответствующих творческих студий;

– способностей детей  в прикладных видах творчества и искусства (народные промыслы, прикладные компьютерные программы, видео и пр.);

– спортивных способностей детей на базе разнообразных спортивных секций. 

Программа развития гимназии строится на принципах преемственности программы развития гимназии «Гуманизация образования в национальной гимназии», реализованной в 1999-2003 годах.

Выбор этого направления был обусловлен

1. Несоответствием между возрастающими требованиями общества и соответствующим уровнем подготовки учащихся к жизни и труду.

2. Падением престижа образования, в первую очередь гуманитарного, ослабления гражданской позиции личности.

3. Ориентацией обучения преимущественно на информационный аспект в ущерб творческой направленности, воспитанию и развитию личности.

С 2003 года гимназия стала пилотной школой Евросоюза по реализации международного проекта «Обучение здоровью в общеобразовательных учреждениях в Российской Федерации». Актуальность этой проблемы для гимназии вызвана

·        обострением противоречия между необходимостью формирования ключевых компетенций у учащихся,

·        недостаточным уровнем теоретической и практической разработанности педагогических условий реализации творческих способностей учащихся с использованием здоровьесберегающего потенциала учебных предметов в условиях модернизации учебно-воспитательного процесса.

В сложившихся условиях сформированность творческих способностей учащихся приобретает особую актуальность.

Данное противоречие на теоретико-методологическом уровне выражается в форме научной проблемы:

Каковы организационно-педагогические условия развития творческих способностей учащихся и как использовать здоровьесберегающий потенциал учебных предметов в условиях модернизации образования?

Актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная разработанность  послужили основанием для определения темы программы развития гимназии "РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ, ИСПОЛЬЗУЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ в УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРОЗАВАНИЯ"

 

               II. Цели и задачи по реализации программы развития

Цель

Теоретическая разработка, научное обоснование и апробация на практике организационно-педагогических условий развития творческих способностей учащихся, использование возможностей здоровьесберегающего потенциала учебных предметов в условиях модернизации учебно-воспитательного процесса. Создание необходимых условий для эффективного развития гимназии в ходе осуществления федерального и регионального экспериментов по модернизации образования.

Объект исследования

Процесс развития творческих способностей учащихся

Предмет исследования

Организационно-педагогические условия развития творческих способностей учащихся, здоровьесберегающий потенциал учебных предметов.

Задачи

1.     Сформировать и обосновать совокупность теоретических положений составляющих методологическую основу программы развития гимназии.

2.     Раскрыть сущность и дать содержательную характеристику понятиям «творческие способности учащихся», «здоровьесберегающий потенциал».

3.     Обосновать возможности здоровьесберегающего потенциала учебных дисциплин в развитии творческих способностей учащихся гимназии

4.     Сохранить и укрепить здоровье обучающихся и оказывать им постоянную психологическую поддержку.

5.     Внедрить в учебно-воспитательный процесс мультимедийные средства обучения, электронные учебные комплексы.

6.     Доказать эффективность здоровьесберегающего потенциала учебных дисциплин в развитии интеллектуальных и мыслительных способностей учащихся.

7.     Обобщить опыт развития творческих способностей учащихся гимназии и экспериментально проверить организационно-педагогические условия ее эффективного функционирования.

    8.  Сформировать и обосновать совокупность теоретических положений составляющих методологическую основу программы развития гимназии.

9     Раскрыть сущность и дать содержательную характеристику понятиям «творческие способности учащихся», «здоровьесберегающий потенциал».

10    Обосновать возможности здоровьесберегающего потенциала учебных дисциплин в развитии творческих способностей учащихся гимназии

11    Сохранить и укрепить здоровье обучающихся и оказывать им постоянную психологическую поддержку.

12    Внедрить в учебно-воспитательный процесс мультимедийные средства обучения, электронные учебные комплексы.

13    Доказать эффективность здоровьесберегающего потенциала учебных дисциплин в развитии интеллектуальных и мыслительных способностей учащихся.

14    Обобщить опыт развития творческих способностей учащихся гимназии и экспериментально проверить организационно-педагогические условия ее эффективного функционирования.

15.    Сформировать и обосновать совокупность теоретических положений составляющих методологическую основу программы развития гимназии.

16.    Раскрыть сущность и дать содержательную характеристику понятиям «творческие способности учащихся», «здоровьесберегающий потенциал».

17.    Обосновать возможности здоровьесберегающего потенциала учебных дисциплин в развитии творческих способностей учащихся гимназии

18.    Сохранить и укрепить здоровье обучающихся и оказывать им постоянную психологическую поддержку.

19.    Внедрить в учебно-воспитательный процесс мультимедийные средства обучения, электронные учебные комплексы.

20.    Доказать эффективность здоровьесберегающего потенциала учебных дисциплин в развитии интеллектуальных и мыслительных способностей учащихся.

21.    Обобщить опыт развития творческих способностей учащихся гимназии и экспериментально проверить организационно-педагогические условия ее эффективного функционирования.

Кроме того, необходимо научно-методическое и организационно-правовое обеспечение гимназии в условиях модернизации образовательной системы страны. .......

 

    III. «Устойчевость инновационной деятельности и дальнейшее развитие»

....

                           

 

VII. Оценки

Основные индикаторы успешности достижения целей

1.Качество конечных результатов работы гимназии:

2.Качество и эффективность учебно-воспитательного процесса:

3. Индекс здоровья:

4. Ресурсы:

 

   
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".