Моя малая родина

   

 

Адмиралтейская слобода

Адмиралтейская слобода возникла в связи с основанием здесь в начале XVIII в. лесопилен и мануфактур Адмиралтейского ведомства для нужд создаваемой Петром I Каспийской флотилии. Лес заготовлялся на специально отведённых казённых участках, где на лесоповальных и лесозаготовительных работах широко применялся труд лашманов, принудительно мобилизованных из татарских, в т.ч. кряшенских деревень. Так что на первых порах Адмиралтейская слобода наряду с Ягодной, расположенной рядом, была местом сосредоточия татарского "рабочего люда".

За весь период существования Адмиралтейства здесь было построено около 400 разных кораблей, в том числе 7 бомбардирных кораблей, 12 фрегатов, 2 бригантины, 5 бригов, много транспортных и мелких судов. Среди построенных судов было немало больших. Так, в мае 1817 г. был спущен на воду корвет «Казань» длиной 35 метров, палубную артиллерию составляли шестнадцать двадцатичетырёхфунтовые каронады. Корабли казанских мастеровых участвовали в Каспийском походе Петра I. Кроме того, в Петербург было поставлено много дубового, вязового, ясеневого и соснового леса, пивных бочек и других изделий.

Адмиралтийская слобода ещё в начале нашего века представляла собой как бы маленький обособленный городок на пути от города к пристани. Первая низенькая дамба появилась в 1849 г. С появлением в 1875 г. конки в слободе построили её главное депо. В1906 г. дамба была замощена.

В начале века в слободе находилась 6-я часть административных учреждений, почтовое отделение и телеграфная станция, контора начальника дистанция водяных путей сообщения, колония для малолетних преступников, из учреждений военного ведомства - запасной артиллерийский склад, 6 и 3 батареи и казармы, из судебных учреждений - камера Мирового судьи V участка, школы - татарская двухклассная и 5-е приходское мужское и женское училище, промышленные и комерческие предприятия - контора товар

ищества Волжских конно-железных дорог, контора Алафузова, крупчатный завод Романова, механический чугунно-медно-литейный завод Свешникова, садоводство Каткова, аптека Крауш, пивоваренный завод Урванцева.

Для соединения с центром города по дамбе была проложена Волжская линия конки. На рубеже веков конка была заменена трамваем. Бишбалтинский трамвай номер один до 1901 года был конкой с маршрутом до Дальнего Устья, а в годы революции и гражданской войны здесь использовали лишь товарные вагоны. С середины тридцатых годов трамвай ходил от "Кольца" по набережной Булака, улице Кирова и Старой дамбе до Московского тракта, потом через Петрушкин разъезд до Дальнего Устья.

Привлекает слобода и такой достопримечательностью, как Зилантова гора - Джилан-Тау. С ней связано одно из самых древних казанских преданий. Возраст нашего огненного змея весьма почтенен, и как бы ни толковали историки смысл легенды о Зиланте, ее не оторвать от времен основания Казани. Погибли змеи в огне, но Зилант, рожденный смертью (какой глубокий, мистический смысл: рожденный смертью), вырвался в небо, на свободу. Стремление и порыв, стихия и сила, победа и угроза самой природы - всего этого не отнимешь у Зиланта. Этим романтическим ореолом символ нашего городского герба выгодно отличается от гербов других городов.

 

                                           

 

                                                                            

   
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".