Легенда о Зилантовой горе

   

 

Легенда о Зилантовой горе

...И глаголют мнози неции, преже место было издавна гнездо змеиново, во всем жителям земля тое знаемых. Живяше тут возгневздився змий велик и страшен о дву главу: едину имел змиеву, а другую волову. Единою пожираше человеки и скоты и звери, а другою главою траву ядяще. А иные змии около его лежаше, живяху с ним всяцемы образы».

Так было или иначе, однако легенда об огромном змее, жившем некогда на нынешнем Кремлевском холме, записана была автором известного летописно-публицистического сочинения середины XVI столетия «Казанская история», проведшим в казанской неволе более 20 лет и, по его собственным словам, знакомого с казанскими летописями. Далее по легенде, представленной в «Казанской истории», змея вызвался изничтожить некий воин-волхв, нашедшийся в войске царя Сауна. Он собрал воедино всех крупных и малых змей, очертил их колдовской чертою, обложил их, как сказано в «Казанской истории», «кругом сеном и тростием, и древнем, и лозием сухим» и поджег. В пламени сгорел и сам «огромный змий», и «малыя змии».

В другом варианте старинной легенды двуглавый змей был крылат, имел, говоря современным языком, статус дракона и сумел спастись из огня, перелетев на соседний холм. Он поселился в большой пещере и стал жить там, прилетая каждый полдень на Ближний Кабан пить воду, приводя в неописуемый ужас жителей прикабанских слобод. Холм, на котором поселился змей-дракон, получил у жителей Казани и окрестных земель название Джилантау — Змеиная гора. С течением времени Джилан стал именоваться Зилантом, а холм, на котором он жил в пещере, — Зилантовой горой. Все же, по легенде, одному татарскому колдуну удалось убить змея, и в память о нем казанский хан сделал его образ символом города, ставшим впоследствии официальным гербом Казани. Любопытно, что на Зилантовой горе, сохранившей свое название до настоящего времени, действительно, к северу от Зилантового монастыря существовала большая пещера, ведущая в глубь холма, которая осыпалась только в начале 40-х годов XIX столетия. Примечательно, что в мифологии казанских татар до сих пор сохраняется образ огромного змея под названием «аждаха».

Действительно, первое поселение на Кремлевском холме, занимавшее некогда только северную его оконечность, было защищено с севера и востока — высоким обрывом к реке Казанке, с запада — крутыми склонами холма и протокой Булак, а вот с юга его защищали только глубокие, поросшие лесом и непроходимым кустарником овраги. И овраги эти кишели змеями, среди которых, конечно, встречались и очень крупные.

Вообще, территория нашей республики изобиловала змеями. Впервые это подметил Ахмед ибн Фадлан, секретарь багдадского посольства, прибывший в Волжскую Булгарию в 992 году. «Я видел, что змей у них такое множество, — писал он, — что вот на ветке дерева, право же, (иной раз) накрутится десяток их и более. Они (жители) не убивают их, и они им не вредят. Право же, как-то я увидел в одном месте длинное дерево, длина которого (была) более ста локтей (локоть — мера длины, равная приблизительно 58 см). Оно уже упало. И вот ствол его — огромный чрезвычайно. Я остановился, глядя на него, и вдруг оно задвигалось. Это меня устрашило. Я посмотрел на него внимательно, и вот на нем змея, близкая к нему по толщине и длине. Когда же она увидела меня, она спустилась с него и скрылась между деревьями».

 
   
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".